Domlight

«В руках дизайнера есть все инструменты ...» - интервью с Вадимом Кибардиным

Сегодня с укреплением в обществе социальной ответственности, которая поддерживается передовой философией sustainability-дизайна, стиль экодизайна начал трансформироваться. В результате создается новая идейная база — экологически чистый и безопасный для окружающих интерьер. Помимо натуральных материалов, некоторые специалисты стали использовать в работе вторично переработанное сырье. 

Так, размышляя об экологии и будущем, один из самых успешных и востребованных российских дизайнеров Вадим Кибардин ломает стереотипы и демонстрирует новые конструкционные и пластические решения в интерьере.

Буквально на днях вы посетили Москву и провели лекцию, которая была посвящена экологическим и эстетическим трендам. Поделитесь своим отношением к экологичному дизайну. Вы согласны с тем, что в России эта тема не популярна по сравнению с Европой?

К этой теме нужно относиться не как к популярной или не популярной, это вопрос качества жизни в обозримом будущем. В некоторых странах вопрос выживания человеческой популяции. Наша жизнь напрямую зависит от нашего отношения к окружающей среде и осознанности нашего поведения, каждый человек ежедневно стоит перед выбором каким будет его личное персональное влияние в сфере его присутствия, позитивным или вредоносным.

Естественно, контекст у каждого государства свой. В Европе в отличие от России понимают, что превентивные профилактические меры эффективнее и дешевле, чем лечение запущенной болезни. Но к этому придут все рано или поздно.

 

 

За последние годы проблемы экологии привлекают больше внимания, в том числе охватывают сферу дизайна. Так, например на Голландской неделе дизайна в Эйндховене вы представили коллекцию кресел и стульев, изготовленных из бумаги. Какой message вы вложили в эти предметы? 

Я думаю, мое послание было и остается очевидным, в наше время количество мусора переходит в негативное качество, и обретает новый угрожающий смысл. С другой стороны, бумага и картон от упаковки – неограниченный и бесплатный ресурс, очевидно, что дизайн играет ключевую роль в процессе поиска способа трансформации этого сырья в уникальные, полезные и эстетически привлекательные решения. Я показал, что можно сделать из бумаги и картона.

Как вы оцениваете бумажную архитектуру Шигеру Бана? Можно ли провести параллель между вашими работами? И почему бумага — такой недооцененный материал? Ведь по прочности она не уступает бетону.

Двадцать лет назад я был на лекции этого уникального архитектора, многие из уже реализованных сегодня объектов еще не были даже в проекте. Меня поразила смелость, экологичность и чистота мышления, высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности перед природой, перед человечеством. Бумажные здания Шигеру Бана крепкие надежные, уверенные. Естественно, можно провести параллели с моим проектом, нас объединяет любовь к этому материалу и вера в его красоту и силу.

Бумага исторически использовалась в производстве мебели, но, с наступлением эры новых синтезированных материалов, роль бумаги и картона опустилась до макетирования и быстрых поисковых решений. Я же не согласен со сложившейся ситуацией, своим проектом я стремлюсь сломать стереотипы. Назад в будущее! Моя коллекция демонстрирует новые конструкционные и пластические решения, основанные на методе ревитализации картонных отходов. А черная бумага покрывающая поверхность служит надежной защитой от влаги, истираний и косметических травм.

Как вы относитесь к пересмотру материалов и технологий с точки зрения экологических норм? Вы готовы переплачивать для поддержания экологичного производства? 

Я не уверен, что при правильной организации производственных процессов, ориентированных на новые экологические стандарты, нам придется переплачивать. Примеры перехода на органические трубочки для питья взамен пластиковым показывает, что при тех объемах потребления, которые обеспечивает население земли, стоимость производства не сильно разница. С другой стороны, я думаю, что лучше переплатить, чем умереть. 

Вы уже много лет ведёте бизнес за рубежом. Поделитесь, какие условия созданы в Европе для развития креативных индустрий? 

Развитие креативных индустрий начинается с организации образовательных процессов, селекция на этом этапе выявляет наиболее сильных и продуктивных создателей. В них уже и вкладываются средства и усилия. Фонды, выставки, конкурсы, гранты, льготы и так далее. Инструментов очень много, даже простое признание внутри страны и гордость за своих дизайнеров мотивируют на творческий поиск. Уровень покупательской способности и вовлеченность в тему тоже играют большую роль, ведь если люди покупают продукцию дизайнера, они посылают сигнал – иди дальше, мы тебя поддерживаем.

Мы отметили философию минимализма буквально в каждом предмете интерьера KIBARDINDESIGN и кажется, ваш интерес к часам. Чем он обусловлен?

Минимализм для меня является естественным состоянием как в предметах, так и в способе их проектирования. Рациональность и выверенность, ничего лишнего, только чистый образ, предмет-знак. Я стремлюсь минимальными средствами достичь максимального эффекта, как завещали великие классики. Получится это у меня или нет покажет время, время всех ставит на свои места, показывает и доказывает правоту суждений, стирает лишнее. Время – роскошь, богатство, главный и неотъемлемый ресурс каждого человека. Следить за ходом времени важно, я даю такую возможность с помощью моей коллекции часов. Она насчитывает 7 серийных линеек с множеством вариаций внутри каждой. Несмотря на глобальные изменения в процессах контроля времени, я верю в простые понятные часы как аксессуар интерьера и продолжаю работу-поиск новых решений.

Поделитесь инсайтами сотрудничества с MoMA collection в США. Почему часы White & White Clock исчезли из MoMA design store и когда вновь появятся?

Знаменитые магазины сети MoMA музея предлагают посетителям на постоянной основе только продукцию, произведенную для бренда MoMA, присутствие марки обязательное условие. Кроме маркировки, MoMA требует эксклюзив на территории стран, где осуществляется продажа. Если производитель не согласен с такими условиями, селекционная комиссия может оказать честь и выбрать продукт в каталог на один сезон, что и произошло с моими часами. Объем закупки оговаривается за год до поставки, а переговоры до момента заключения договора велись два года. 

Я не готов отказываться от собственного бренда с одной стороны, с другой стороны я не могу гарантировать эксклюзив, так как в США у нас есть еще несколько постоянных партнеров-продавцов. Поэтому наше сотрудничество заключалось в неожиданно молниеносной продаже всего зарезервированного объема, все часы были проданы за два первых весенних месяца, не добравшись до лета. Но на этом наше сотрудничество не закончилось. Летом в Гонконге открылся самый большой по площади новый в сети MoMA магазин, на следующей неделе наши часы поступят в продажу там. 

И конечно теперь мы на прямой линии с представителями музея, в рамках будущего сотрудничества процесс согласования новых предметов будет оптимизирован и сведен к одному месяцу. 

Какой проект на сегодняшний день увлекает вас больше всего? И почему?

Я веду несколько проектов одновременно, для собственного бренда и для клиентов. Как я уже упоминал есть новые идеи связанные с часами, проект бумажной мебели еще долго не закончится, в работе 5 новых моделей, и самый интригующий для меня проект – это набор спортивных аксессуаров, тренажеров и что-то особенное, о чем я пока не имею права говорить. Тема здоровья и долголетия на фоне увеличения продолжительности жизни сейчас один из основных трендов. В руках дизайнера есть все инструменты для того, чтобы обеспечить высокое качество второй половины жизни. Начинается все с физического и духовного состояния. Активный спорт и оздоравливающий полноценный отдых, расслабление требуют специальных условий и новых проектных решений.

Вы за массовое производство или лимитированную коллекцию? Чем обоснован ваш выбор?

Этот вопрос для меня не имеет смысла. Я за всё, что делает мир лучше, что решает проблемы людей и помогает комфортно существовать. Как экспериментатор и изобретатель я ищу эти решения, а количество будет продиктовано спросом и технологией производства. Например, бумажная мебель вся сделана моими руками, в коллекции есть пара объектов, которые даже я не повторю. Но эти предметы демонстрируют мою идею и являются флагманом технологии.  С другой стороны, самые популярные модели моих часов продаются тысячами, за десять лет переиздавались массовыми тиражами и видимо еще долго будут пользоваться спросом. Так что, каждому предмету своя история.

Где вы проводите большую часть своего времени в поисках новых идей, материалов или технологий для создания предметов дизайна? 

Я много путешествую, природа, города, театр, кино, да всё что меня окружает может быть источником новых идей. Гибридные идеи складываются как пазл, могут годами крутиться в голове и ждать недостающий элемент. Не могу сказать, что есть колодец идей, куда я прихожу зачерпнуть свежих звонких, просто я научился наблюдать и собирать фрагменты в целое.

Несколько лет назад в одном из интервью вы признались, что помимо дизайна занимались административным контролем всех процессов KIBARDINDESIGN в качестве директора. Как складывается работа студии сейчас? Вам удалось делегировать бизнес-процесс и посвятить себя исключительно проектированию?

Сейчас все изменилось, в студии физически работает три человека, при этом у меня более 20 постоянных партнеров для выполнения узких специфических задач. Все они работают в режиме хоум-офис в разных странах, алгоритм взаимодействия отлажен и не требует от меня много усилий, я не трачу время на операционные процессы, появилось время преподавать, читать лекции. Но в основном я проектирую.

Журнал Wallpaper включил вас в список 40 дизайнеров,«которые изменят мир». Каким вы видите идеальное будущее? Что планируете изменить/привнести в этот мир глобально? 

Можно я не буду отвечать на этот вопрос ?)  Это провокация на такой пафосный самонадеянный ответ, что мне самому смешно себя слушать ))).