Domlight

Интервью с российской художницей Яной Ненадович

Счастье — в принятии и развитии всех своих сторон!

Яна Ненадович молодая российская художница, чьи работы выставлялись на международных художественных ярмарках и выставках в Нью-Йорке, Токио, Венеции и Ницце. Творчество вдохновило ее оставить банковскую сферу и продолжить развиваться как художница и работать в креативной индустрии. Работы Яны находятся в частных коллекциях в России, Франции, Испании, Норвегии, Канады, США. В интервью Яна откровенно рассказала о том, как искусство повлияло на ее жизнь, дала практические советы начинающим художникам и просто очаровала нас своей искренностью. 

 

Давай начнем с самого начала: что заставило тебя так круто изменить свою карьеру? Финансовая сфера и искусство все же разнополярные направления.

Откровенно говоря, финансы меня никогда особенно не привлекали. Но когда пришло время выбирать университет, я понятия не имела, чего я хочу. Я любила рисовать и читать, ходила в художку, но это не казалось какой-то “серьезной” специализацией в нашей семье. А финансы вполне себе серьезные (улыбается). Вообще, мне сейчас кажется, что в 16-17 лет точно выбрать свою будущую профессию очень сложно! Почти нереально.

Проработав три года в инвест банке, я поняла, что все, не могу, мне скучно, тяжело, неинтересно. Так получилось, что где-то за год до ухода я начала снова рисовать — попробовала одну школу, другую и в итоге познакомилась с художницей, которая стала моим Учителем с большой буквы. Я поняла, насколько же я люблю рисовать и вообще создавать что-то. Это для меня гораздо более органичное состояние, чем работа в жестком мире финансов.

Уйдя из банка, я продолжила рисовать и учиться, и нашла работу мечты — стала креативным директором интерьерного проекта westwing.ru. С тех пор прошло много лет, и я ни разу не пожалела о своем решении.

Как ты относишься к образованию в сфере искусства? 

У меня нет академического художественного образования, и у этого есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, академическое образование — это связи, способ поместить себя в арт-сообщество, а для многих еще и подтверждение того, что перед ними “настоящий художник”. С другой — в России художественное образование во многих институциях не успевает за временем и все еще очень жесткое. Много внимания уделяется технике, недостаточно — проработке концепций и поиску своей индивидуальности.

Я, кстати, нередко встречаю людей, которые после художественных институтов в России просто не хотят больше рисовать. Вообще я по складу “вечный студент”, и я бы очень хотела поучиться еще, но не у нас, а, например, в Лондоне. 

Расскажи подробнее о своем направлении в искусстве. 

В центре моих творческих исследований — поиск баланса между жестким и мягким в нас и нашем мире. Это можно по-разному трактовать: правое и левое полушарие, мужское и женское, эмоциональное и рациональное, природное и рукотворное. Например, у нас часто есть убеждение, что человек может быть либо технарем, либо гуманитарием, и на мой взгляд это нас сильно ограничивает. В нас есть все сразу, и я убеждена, что счастье — в принятии и развитии всех своих сторон. В этой точке вообще много всего пересекается — как мы видим себя и других, на что при этом ориентируемся, откуда берутся наши установки и так далее.

Лично я это исследую через разные визуальные формы. Например, через сочетание принципов живописи и графики, через работу в смешанной технике. У меня есть серия, где я сочетаю фотографию и живопись.

Насколько по твоему мнению живопись актуальна на сегодняшний день?

Верю, что очень. Конечно, у нас есть фотография и digital art — но это лишь несколько трансформирует задачи и цели живописи. И кстати, расширяет ее возможности — за счет смешанных техник.

Убеждена, что магия, которая происходит во время создания картин руками, кистями, красками — абсолютно особая, и зрителем она ощущается тоже по-особенному.

Разные материалы и техники дают нам разные возможности для поиска и раскрытия себя.

Какие художники или работы тебя вдохновляют?

Очень люблю Матисса и Магритта. У Матисса можно бесконечно изучать цвет, у Магритта — восхищаться игрой с символами и метафорами.

Из современников сейчас очень люблю Евгению Буравлеву — в ее картинах хочется жить.

Расскажи про свой путь к выставкам за рубежом? 

Мне очень повезло познакомиться с нашей московской галереей, которая поверила в меня довольно рано, и с ними съездить на несколько выставок и международных ярмарок —  сначала с 1-2 работами, потом с полноценными сериями.

Это супер опыт, который не только помогает художнику увидеть и почувствовать обратную связь от зрителей, но и лучше разобраться, как арт рынок работает в разных странах, больше узнать о том, как работают коллеги по всему миру.

Через эту галерею я познакомилась с галереей в Венеции, где прошла моя выставка в 2019 году, незадолго до того, как Италию закрыли из-за ковида.

Вообще, что мне нравится в арт-ярмарках в Европе: их достаточно много, есть как очень серьезные для художников большого масштаба и очень крупных галерей, так и средние/небольшие, куда обычные люди приходят по выходным выбрать что-то новое себе в гостиную, посмотреть, что делают молодые художники и просто потусоваться. Очень приятно видеть, что арт там не что-то только для избранных, а важная часть жизни людей в принципе.

Какая выставка особенно зацепила? 

Больше всего запомнилась арт-ярмарка Art Shopping Carrousel du Louvre — она проходила в самом парижском Лувре, и уже от этого захватывало дух!

Какие планы хочешь реализовать в ближайшие 5 лет?

Тема, которая меня очень волнует и о которой я хочу сделать проект в обозримом будущем — наше восприятие себя в современном мире. Восприятие себя в широком смысле — своей внешности, своих успехов, ежедневной картинки своей жизни.

Мы испытываем сейчас очень большое давление из соц сетей, медиа и в целом культуры, в которой мы живем, о том, как нужно выглядеть, как нужно жить и так далее.

Живем в постоянном сравнении себя и других. Это порождает кучу проблем: тревожность, РПП, FOMO и еще много разных аббревиатур. И делает нас несвободными.

Еще, конечно, хотелось бы расширить сотрудничество с галереями и дизайнерами интерьеров. Вообще планов много! Моей дочке сейчас полтора года, и с ее появлением я на многое посмотрела по-новому, многое поменялось и в том, как я пишу картины и вообще смотрю на жизнь. Родительство неизбежно трансформирует, дает новый заряд энергии и мотивации.

Поделись, пожалуйста, достойными на твой взгляд площадками, на которые стоит обратить внимание начинающим художникам для выставления своих работ.

Может быть, сейчас это уже прозвучит банально, но в первую очередь, на мой взгляд, это инстаграм. Грамотно оформленный профиль, где ваши работы хорошо сфотографированы, в том числе в интерьере, где есть хотя бы немного вас как человека, где можно понять, о чем ваш арт — шаг номер один для начинающего художника.

Сейчас немало онлайн-галерей, куда проще попасть, чем в галерею физическую, в том числе есть такие, которые специализируются на молодых (начинающих) художниках. Рекомендую посмотреть побольше таких площадок и найти те, где уже есть работы в схожем с вашим направлении или где общая философия совпадает с вашей — попасть туда будет больше шансов.

Если хотите попробовать себя на международном рынке, разместите свои работы на saatchiart.com. У этой площадки есть плюсы и минусы: с одной стороны, там нет отбора, любой может разместить там свои работы, и для начинающего художника это плюс. Но это же и недостаток: на этой платформе так много арта (и от известных, и от молодых художников), что очень легко затеряться. В моем случае первые полгода после того, как я завела там свой профиль, у меня ничего не покупали, но потом я попала в одну из кураторских подборок этой площадки, и дело пошло.