Domlight

Мои предметы созданы на стыке дизайна и ремесла, — интервью с Юлией Каптур, дизайнером-керамистом и автором канала Fragments

Сегодня мы хотим познакомить вас с прекрасным архитектором, дизайнером-керамистом Юлией Каптур, основательницей проекта Gypsy Gypsum. Дизайнер создает предметы интерьера ручной работы. Юлии удается работать на стыке двух направлений — ремесла и дизайна. В этой статье мы поговорим с ней про развитие, образование и про собственный бизнес.

Юлия, расскажи по порядку: чем ты начала заниматься раньше и какое из направлений для тебя основное?

Я занимаюсь керамикой и работаю куратором в Софт Культуре. Это моя основная деятельность на сегодняшний день. Канал Fragments в Telegram всегда был моим хобби, личным проектом без монетизации. К сожалению, не всегда хватает времени на регулярные посты.

Керамикой я занимаюсь около пяти лет, но только в последний год я стала больше говорить о ней и продвигать. Раньше я училась и много сомневалась.

Почему ты выбрала направление, связанное с керамикой?

Когда я работала архитектором, то часто думала о том, что хочу попробовать создавать предметы. Мне очень не хватало ручной работы, но я не знала, с каким материалом мне было бы интересно и комфортно работать.

В керамику я пришла, как и многие наверное, когда сходила на один мастер-класс, и потом уже не могла остановиться.

Как создавалась студия?

Я занимаюсь керамикой пять лет, и большую часть времени это было мое обучением. Я пробовала разные техники и материалы — литьё или ручная лепка, делала посуду, ходила на курсы к разным мастерам.

В последний год я поняла, что могу начать работать более осознанно, и мои навыки позволяют реализовать те идеи, которые давно зрели.

Я все еще продолжаю учиться, но уже понимаю, что керамика для меня больше не хобби, а работа.

У меня нет своей мастерской, но это никогда не было для меня проблемой. Я много лет работала дома, а когда места стало не хватать — я стала снимать рабочие места в мастерских у друзей. Сейчас я работаю у подруги на заводе Гамма. 

Как ты создаешь предметы из керамики? Вручную или с помощью специальных инструментов?

Я начинаю с того, что придумываю форму, как правило строгую и симметричную. В ручной лепке симметрия нарушается, форма приобретает легкую мультяшность.

Мне нравится эта магия: появляется легкость и трогательность, может даже неряшливость.

Я работаю вручную, без гончарного круга. Для обработки внутренней поверхности изделий использую простые деревянные стеки. А снаружи все вазы рельефные — сохраняют мои отпечатки пальцев.

Где можно увидеть твои работы?

Я всегда рада гостям в мастерской: здесь можно увидеть мои последние работы и как они создаются. 

И в шоу-румах и магазинах, в Москве — в L`Appartement, Veter и Maisonette, например. В Санкт-Петербурге — в концепт-сторе Palaty. Есть еще несколько классных небольших проектов в других городах, с которыми я сотрудничаю, например «Oror» в Ереване, «Легкость бытия» в Сочи.

Принимала участие в выставках? Если еще нет, то в каких бы хотела поучаствовать?

Пока у меня не было такого опыта. Я, конечно, хотела бы попробовать, но понимаю что пока не готова. Мои предметы созданы на стыке дизайна и ремесла, но это не выставочные объекты. 

Я бы хотела поработать над скульптурой, выйти за рамки функциональности, и раскрепоститься в работе с материалами. Это в моих планах на будущее!

Пандемия повлияла на твои работы/мастерскую?

Да, пандемия как будто пошла мне на пользу — именно в этот момент я стала больше работать и экспериментировать с формой и материалами. Я лепила дома, в небольшой оборудованной мастерской.

Но если говорить о финансовой стороне проекта, то на момент пандемии я ничего не зарабатывала на керамике. Не было маркетов, а онлайн у меня не очень получалось продвигать себя.

Ты пересматриваешь огромное количество интересных проектов. Чьи интерьерные проекты тебе особенно нравятся? Чем они тебя цепляют?

В интерьерах я акцентирую внимание на работе с цветом, это первое что цепляет меня.

Люблю проекты испанской студии Masquespacio. Они очень смело работают с палитрой и всегда разнообразно— у них нет однотипных цветовых решений.

Еще слежу за работами итальянских дизайнеров Studio Pepe, шведской студией Note Design. Мне нравится, что помимо интерьеров, эти студии занимаются предметным дизайном.

Расскажи немного о направлении Софт Культуры

Я занимаюсь разработкой курсов по интерьерному направлению и подаче. Помогаю преподавателям разработать программу; придумываю, как подать материал; общаюсь со студентами. 

Мой любимый продукт, из тех что я разработала с ребятами — марафон «Авторские стили». Мы приглашаем архитекторов и дизайнеров рассказать в формате онлайн-урока о своих приемах подачи и сделать со студентами одну картинку в своём стиле. Кстати, на идею этого марафона меня вдохновила керамика. Я подумала — если в ремесле так ценно поучиться у определенного автора, то почему бы не привнести это и в работу с архитектурной графикой?

Периодически ты делишься событиями из Софт Культуры на своем канале во Fragments. Как пришла идея его создать?

Когда появился телеграм, то мне сразу понравился его минималистичный формат. Идея была довольно простой: интересные проекты, короткие описания, ссылки.

Я ориентировалась на себя — как мне самой нравится воспринимать информацию.

Вокруг очень много информационного шума, а канал стал для меня «островком» избранного. Канал мотивировал меня смотреть много сайтов, журналов, книг и анализировать увиденное. 

Еще это был своеобразный челлендж, потому что я никогда раньше не вела активно даже личные соцсети, не писала постов — так я преодолевала свои зажимы. 

Как ты “фильтруешь” ту информацию, которая появляется на твоем канале?  Каким должен быть проект/предмет/ здание, чтобы попасть на твой канал

Я опираюсь на свой вкус и чутье. У меня нет контент-плана, и если меня ничего не вдохновляет, то я ничего не пишу. Иногда у меня бывает «визуальное» выгорание — когда я смотрю так много всего, что потом беру перерыв.

Поделись интересными журналами/книгами об интерьерах

Обычно на канале я ссылаюсь на блоги и онлайн-журналы, поэтому расскажу о самых интересных примерах!

@aseriesofrooms — это небольшой тематический проект, который исследует архетип комнаты — в планах и проекциях, деталях, графике.

@dailydosearchive — это проект архитектора Raphael Kadid, он есть в инстаграм, но в первую очередь это рассылка, и я очень рекомендую подписаться именно на неё! Ежедневно приходит письмо, визуальная подборка. Много редких и необычных проектов, не только интерьеры, но и дизайн, искусство, архитектура.

Инстаграм Юлии @julia_kptr / blog @frgmnts_ / ceramics @gypsy.gypsum / Сайт Gypsy Gypsum