«Будьте любопытны во всех аспектах процесса, чтобы исследовать новые измерения», — интервью с Метте Шельде

Работы архитектора Метте Шельде берет свое начало в функциональных и бытовых направлениях. Она создает светильники и мебель в качестве единичных экземпляров и в промышленных масштабах. За год до окончания Школы архитектуры в Орхусе Метте Шелде основала свою собственную студию в 2012 году. Продукция Mette Schelde Studio предполагает переосмысление встроенных привычек и жизненных традиций.

Мы поговорили с Метте об эстетике и ценностях в дизайне, ее отношении к функциональности предметов и необходимости получения новых знаний в процессе работы. 

 

Mette, мы хотим отметить большое количество наград, которыми удостоены вы и ваша студия. Это говорит о вашем высоком профессионализме. Недавно вы получили грант «The Young Artistic Elite», что для вас это значит?

Большое спасибо. Мне доставляет огромное удовольствие получать гранты. Это дает мне возможность развивать свою работу как с экспериментальными продуктами, так и с продуктами для массового производства.

Как вы относитесь к концепции Life-long learning? Вам удается уделять время на изучение новых практик в сфере дизайна и архитектуры?

Я думаю, что это очень важно, когда вы работаете, как я. Life-long learning включает в себя бесконечное исследование и разработку новых практик и методов. Я люблю исследовать новые измерения и встречаться с людьми, которые обладают некоторыми знаниями, которых у меня нет.

Новые технологии меняют процесс обучения. Как считаете, изменят ли они будущий дизайн/архитектуру глобально?

Я думаю, что наличие новых технологий в наших будущих методах производства обеспечено — новые экологически чистые материалы, оптимизированные по времени методы производства и технологии, которые расходуют меньше энергии. Но это не значит, что мы не будем использовать методы из прошлого. Я думаю, что для людей очень важно также приложить руку к продукту, использовать наше чувство осязания и физически взаимодействовать с чем угодно, кроме экрана. Это особенно актуально в наши годы, когда экраны и сенсорные функции появляются во всех аспектах нашего общества.

У вас очень атмосферная студия. Расскажите о ней подробней: кто вам подобрал помещение, оформил интерьер, как часто проводите в ней время?

На самом деле моя студия находится на первом этаже дома, где я живу со своей семьей. Изначально в этом помещении была студия звукозаписи для хэви-метал музыки. Мой муж слушает такую музыку, а еще дикая природа прямо за окном влюбила нас эту атмосферу.

Когда мы переехали в этот дом, то решили жить на обоих этажах. Внизу находится студия, вход в наш сад, комнаты детей. Студия — это интегрированная комната в доме, и она функционирует довольно хорошо до сих пор.

Вы говорите, что дизайн — это язык, рассказывающий историю и отражающий интегрированные ценности. Есть ли среди ваших работ что-то личное? Поделитесь, пожалуйста, своей историей.

Я имею в виду, что интегрированные ценности дизайна могут являться переживаниями в функции, материале, форме и эстетическом диалоге между индивидом и объектом. Эти аспекты всегда сообщаются нашему телу, нашим чувствам и нашему интеллекту. В своем дизайне я являюсь отправителем и в процессе проектирования я использую свой собственный повседневный опыт и погружаюсь в эту функцию как утилитарную, так и чувственную. Мои глаза оценивают простоту линий и эстетическую гармонию. В этом смысле моя работа носит личный характер.

Насколько идея главенства функции над визуалом вам близка?

Ха! Одной из наиболее важных задач в процессе является превращение этих двух аспектов в наиболее возвышенную единицу. Это не только функция и это не только форма. Это симфония, где оба встречаются и поддерживают друг друга. В противном случае дизайн не завершен. Формирование формы для меня интуитивно понятно, и я заранее знаю, что простота линий помогает мне чувствовать себя лучше. Это происходит не из-за эстетики, а из-за того, что представляет собой эстетика. Это симфония функции, материала, формы, ремесла, качества, методов производства и устойчивого мышления.

 

Расскажите нам о самых интересных сотрудничествах.

Моя первая совместная работа состоялась, когда я еще училась в Архитектурной школе. Со мной связалась датский бренд Skagerak после открытия первой дизайнерской выставки, в которой я участвовала. Это было в Художественном музее Трафольта еще в 2011 году, и тогда креативный директор спросил меня, не хочу ли я встретиться с ними в Ольборге. Я до сих пор помню это чувство во время нашего первого сотрудничества: это было информативно — проявить самостоятельность, помимо уроков в Архитектурной школе.

С тех пор я сотрудничала с целым рядом производителей и многому научилась в каждой своей совместной работе. Вот как это бывает, когда работаешь с квалифицированными людьми.

Если бы у вас была возможность вернуться в 2016 год, когда был составлен манифест, чего бы вы пожелали той Mette? Возникали когда-нибудь случаи, когда стоял выбор, например, поступиться своими принципами ради большого бонуса?

Сотрудничество с брендом — это сложное взаимодействие моих и их ценностей, которые мы объединяем в процессе работы. Я думаю, что это требует твердого якоря и упорства в наших собственных ценностях и подходе к художественному качеству, чтобы сохранить осознанность.

При хорошем сотрудничестве стороны слушают друг друга в обоих направлениях. Один из последних пунктов Манифеста гласит: «Будьте любопытны во всех аспектах процесса, чтобы исследовать новые измерения. И вот где я действительно учусь у некоторых технических разработчиков или мастеров, где мы иногда пересекаем пределы для того, что возможно для массового производства. Чтобы найти наилучшее решение, необходима мощная общая коммуникация.

Манифест — это в основном декларация мне самой об общем намерении в моей работе. И дань уважения методу и дисциплинам, которые его обеспечивают. Но я все еще уверена, что мое интуитивное чувство — это мой самый большой инструмент.

 

Фото: David Stjernholm
Контакты Mette Schelde Studio
Сайт: www.metteschelde.com
Инстаграм: @metteschelde