Domlight

«Рабочий клуб» Александра Родченко как отражение эстетики конструктивизма в дизайне интерьеров

Зародившись в СССР в 20-х годах XX века, конструктивизм стал одним из важнейших авангардных направлений в искусстве. Работы конструктивистов характеризуются строгостью, геометризмом и лаконичностью, а главную роль играет утилитарность предмета. Эту характеристику конструктивизм перенял у так называемого производственного искусства — художественного движения, выступавшего за создание полезных и удобных вещей для нужд человека. Именно последователи производственного искусства придумали термин «конструктивизм». 

Направление конструктивизма, прежде всего, связывают с архитектурой (всемирно известные архитекторы Заха Хадид, Рем Колхас и Питер Айзен­ман говорили о безусловном влиянии советского конструктивизма на их работы), однако данное течение существовало также в дизайне, художественном творчестве, фотографии, полиграфии, литературе и музыке.

Здание газеты «Известия» в Москве по проекту Григория Бархина и Артура Лолейта

Здание Народного комиссариата земледелия СССР в Москве по проекту Алексея Щусева

Гараж Госплана в Москве по проекту Константина Мельникова

Работы Л. Лисицкого и Н. Суетина

Одним из представителей и основоположников конструктивизма в художественной области является Александр Родченко (1891 — 1956) — знаменитый советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги, создавал декорации для театральных постановок и киносъемок, а также изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня. Родченко также считают родоначальником дизайна и рекламы в СССР. 

А. Родченко, 1947 год, фото: Вадим Ковригин

Фотографии А. Родченко

Совместные плакаты А. Родченко и В. Маяковского, 1923 год

В 1925 году Родченко спроектировал и выстроил интерьер «Рабочего клуба» для Павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Оформление и планировочное решение клуба стали воплощением конструктивизма с его особым вниманием к функциональности и рациональности пространства.

Интерьер читальни «Рабочего клуба»

Родченко разделил помещение клуба на отдельные зоны, выделив их с помощью цвета стен и обозначив надписями («Рабочий клуб. Объявления», «Библиотека», «Ленин»). Интересно, что Родченко использовал только четыре цвета в оформлении клуба – серый, красный, черный и белый, с помощью которых подчеркивал характер предметов и способы их использования.

Эскизы «Рабочего клуба» А. Родченко 

В связи с тем, что «Рабочий клуб» проектировался исходя из концепции многофункционального пространства, все предметы были созданы в расчете на возможность расположения даже в тесном помещении: они частично трансформировались и позволяли видоизменять организацию клуба.

Фрагмент реконструкции «Рабочего клуба», выполненной в 2008 году Музеем Кунстхалле Баден-Бадена 

Главным трансформационным предметом являлась складная установка «Живая газета», которая могла выполнять несколько функций: например, трибуны для выступлений, экрана, стенки для декораций и плакатов, подиума для экспонатов. Среди остальных многофункциональных предметов также выделялся стол для чтения, который в разложенном виде увеличивал свою полезную площадь в три раза. 

Кроме того, Родченко придумал компактный стенд для экспонирования фотографий и карикатур, который состоял из вращающихся барабанов. Такая форма стенда позволяла значительно сэкономить выставочное пространство.

Фрагменты реконструкции «Рабочего клуба», выполненной в 2008 году Музеем Кунстхалле Баден-Бадена 

Некоторые предметы, представленные в «Рабочем клубе», были позднее запущены в производство. Так, шахматный столик — один из самых известных предметов проекта — до сих пор выпускает компания Molinari Interni&Molinari Alberto. 

Столик имеет поворотную доску, чтобы игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест. Кроме того, в 1970-е годы светильник, созданный для «Рабочего клуба», был выпущен малым тиражом в Италии и пользовался популярностью.

Шахматный столик «Рабочего клуба»

За проект «Рабочего клуба» Александр Родченко получил серебряную медаль на парижской выставке, после завершения которой интерьер клуба был подарен Коммунистической партии Франции. «Рабочий клуб» неоднократно целиком или отдельными фрагментами реконструировался по чертежам Родченко и сохранившимся фотографиям 1925 года (в 1979, 1989, 1990, 1991 годах). 

В 2008 году Музей Кунстхалле Баден-Бадена выполнил реконструкцию клуба для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» и затем передал ее в Третьяковскую галерею на Крымском Валу за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в крупнейших музеях Европы в период 2008 – 2009 годах.