Domlight

Остров Наосима во Внутреннем Японском море: место концентрации современного искусства и дизайна

Наосима — небольшой остров во Внутреннем Японском море с населением чуть больше 3000 человек. Его стремятся посетить ведущие архитекторы и модные художники. Но так было не всегда, еще четверть века назад об этом месте мало кто слышал. Рыбацкие деревеньки с крохотными домиками, невзрачные рисовые поля — Наосима мало чем отличался от других японских островов.

Все началось  когда японский миллиардер Соитиро Фукутакэ решил воплотить в жизнь мечту своего покойного отца.

Вот что Соитиро ответил интернет-ресурсу «Артгид» во время своего визита в Москву в 2019 году на вопрос «Как получилось, что вы забрались так далеко?»:

— У моего отца был проект детского пансионата на острове Наосима. В 1986 году отец внезапно умер, ему было 70 лет. После его смерти я вернулся в Токио, но через полтора года снова приехал на родину, в префектуру Окаяма, унаследовал его бизнес и продолжил проект. Я объехал все острова на яхте (это было мое хобби) и всюду обнаружил следы присутствия современного общества. На Наосиме и Инудзиме когда-то работал медеплавильный завод и стояли брошенные цеха. На Тэсиме была свалка промышленных отходов — 900 тысяч тонн мусора (хотя уже тогда острова Внутреннего Японского моря были признаны национальным парком, они получили этот статус даже раньше горы Фудзи). Я был потрясен. И решил с этим бороться. Представил себе, что Токио, город чрезмерно модернизированный, с немыслимой концентрацией людей — мой виртуальный враг. Чтобы бороться с врагом, нужно было оружие. И я решил, что лучшее оружие — современное искусство.

На территории острова можно выделить три основных музея.

Все они творения японского архитектора, удостоенного Притцкеровской премии — Тадао Андо. В своих проектах он использует простые материалы. Его бетонные конструкции с лабиринтами залов — одна из достопримечательностей острова, олицетворяющая всю суть японского минимализма и созерцательности. Музей «Ando Museum» на острове Наосима хранит фотографии, эскизы и модели разных проектов архитектора.

Самым первым, в 1992 году, на острове появился Benesse House Museum — музей-отель. Комплекс состоит из четырех зданий: «Музей», «Овал», «Пляж» и «Парк». В первом здании разместился музей, три остальных корпуса включают гостиничные номера. Постояльцы проживают среди произведений Альберто Джакометти, Сай Твомбли, Ясумаса Моримуры, Ива Кляйна, Энди Уорхола, Дэвида Хокни.

Наряду с упомянутыми  произведениями приковывает внимание работа Юкинори Янаги «Муравьиная ферма с государственными флагами». Творение  представляет собой стену с флагами разных стран, выложенными из цветного песка, и живыми муравьями. Идея проста: муравьи символизируют людей, которые перемещаясь в современном мире, медленно стирают границы.

Из корпусов с гостиничными номерами больше всего внимание туристов привлекает — Овал. Все комнаты выходят в замкнутый овальный коридор без крыши с бассейном внутри.

Ещё одна точка музейного маршрута на острове — Chichu Art Museum. Chichu означает «в земле» и это буквально. Музей находится внутри холма, над землей возвышается лишь его небольшая вершина, через которую внутрь проникает естественный свет. Стены коридоров немного скошены, что создает ощущение заваленного горизонта. Может даже возникнуть желание наклониться, чтобы компенсировать «крен».

В музее собраны работы Клода Моне, Джеймса Таррелла и Уолтера де Марии. Картины Клода Моне представлены серией из пяти штук из цикла «Водяные лилии».

Огромный гранитный шар, установленный на лестнице музея — инсталляция от Уолтера де Марии для Chichu Art Museum. Поговаривают, что в зависимости от освещения и ракурса, шар может «улыбаться» отражением ступенек.

Джеймс Таррелл создал для Chichu несколько инсталляций. Например, работа «Открытое небо» — помещение, в потолке которого вырезан правильный квадрат, чтобы наблюдать за светом. Художник работает со светом около пятидесяти лет и воспринимает его скорее как материал. По мнению Джеймса Таррелла человек по-прежнему сохраняет свою первобытную связь со светом, начавшуюся с огня.

Еще один музей на острове посвящен творчеству корейского мастера-минималиста Ли Уфана. Здесь можно увидеть его работы «Диалог», «Камень памяти», «Комната молчания» и «Комната для медитации».

Как правило, художник работает с камнями и стальными блоками. Его работы выставлялись в Версале, на Венецианской биеннале, в галерее Tate Modern в Лондоне, в национальном музее современного искусства в Сеуле и т. д. В 2001 году художник был удостоен Императорской премии (Praemium Imperiale) в области живописи. 

Предметы искусства установлены по всему острову. Тыквы от Яёи Кусамы, раскрашенные в ее фирменном стиле с применением гороха, встречают туристов острова, прибывающих на пароме. Яёи Кусама — успешная японская художница, работы которой продают на аукционах за миллионы долларов. В 2015 году выставка «Яёи Кусамы: теория бесконечно», которая проходила в Москве в музее «Гараж» , собрала несколько тысяч зрителей.

В конце 1990-х годов на острове был запущен проект Benesse Art House. Его идея — сохранение традиционно японских домов. Конгломерат Benesse Corporation выкупает пустующие дома и предлагает художникам разместить в них арт-объекты. Сегодня таких домов на острове семь. Так, например, в одном из домов размещена копия статуи Свободы, а в другом находится инсталляция «Море времени» — бассейн с мигающими секундомерами. Отсчитывая время от 0 до 9, они символизируют скорость течения жизни.

Можно смело утверждать, что сегодня Наосима вернулся к жизни. С каждым годом остров посещает все большее количество туристов. А для многих художников и архитекторов Наосима служит мостиком в мир современного искусства.