Domlight

Культурный центр «Вулкан» в Гавре по проекту Оскара Нимейера с современной библиотекой, открытой в 2015 году

Гавр — французский портовый город на берегах пролива Ла-Манш в регионе Нормандия. Город сильно пострадал в ходе Второй мировой войны, особенно — его центральная часть и порт, которые были уничтожены во время бомбардировок британской авиации. Послевоенная реконструкция исторического центра Гавра проходила под общим руководством знаменитого французского архитектора Огюста Перре. 

В 2005 году административный, торговый и культурный центры города были внесены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. По мнению организации, Гавр — это выдающийся пример послевоенной архитектуры с новаторским использованием возможностей бетона, а среди других восстановленных городов он выделяется своим единством и целостностью, здесь старая структура города и его сохранившиеся исторические сооружения соединяются с новыми идеями в сфере градостроительства. 

В Гавре много архитектурных достопримечательностей, построенных во второй половине XX века. К ним, безусловно, относится и комплекс «Вулкан» по проекту всемирно известного бразильского архитектора Оскара Нимейера, работавшего в стиле модернизм.

Изначально комплекс, состоящий из двух зданий, назывался Пространством имени Оскара Нимейера и имел статус Дома культуры. В 1990 году он был переименован в «Вулкан», а его два здания — в «Большой вулкан» и «Малый вулкан».

Чуть позже в 1991 году Министерство культуры Франции приняло решение об объединении Дома культуры и Центров творчества города под общим брендом «Вулкан» с последующим присвоением ему статуса Национальной сцены.

Строительные работы по возведению двух зданий комплекса начались в 1977 году, а в ноябре 1982 года новый Дом культуры Гавра был торжественно открыт. Здания «Вулкана» построены из бетона — любимого материала Оскара Нимейера, — покрытого белой краской.

Здания спроектированы в форме усеченных конусов с изогнутыми линиями и имеют различные наклоны и высоты. Изначально внутренние пространства включали концертный зал, кинотеатр, помещения для театральных трупп, мастерские, комнаты звукозаписи, различные многофункциональные залы.

В 2011 году с согласия Оскара Нимейера началась масштабная реконструкция «Вулкана», завершившаяся в 2015 году. Помимо общих реставрационных работ, в концертном зале, расположенном в «Большом вулкане», была улучшена акустика, сделана перепланировка. «Малый вулкан» и прилегающие к нему помещения были преобразованы в общественную библиотеку, часть пространства которой находится под землей.

Проектом занималась группа архитекторов во главе с Домиником Дешульером и Юбером Жанно. В 2016 году интерьер библиотеки получил премию Livres Hebdo de l’Espace intérieur.

Архитекторы на уровне второго этажа создали около тридцати вертикальных застекленных проемов в форме неправильных шестиугольников, оригинальный потолок заменили на стеклянную крышу для лучшего освещения, установили лестницу, полностью сделанную из дерева.

Отреставрированные бетонные элементы внутренней отделки (например, атриум библиотеки окружен необработанными бетонными стенами) гармонируют с паркетом из каштанового дерева, в некоторых местах настелены ковры для возможности комфортного чтения на полу, размещены пуфы и скамейки, установлены стеллажи и большие столы для проведения презентаций. Во внутренних стенах библиотеки проделаны прямоугольные и круглые отверстия в виде иллюминаторов. Кроме того, архитекторами была возведена рампа, чертеж которой они нашли в первоначальных рисунках Нимейера.

Пространство спроектировано таким образом, чтобы посетители библиотеки могли последовательно изучить его зоны, среди которых: пресс-салон, «гостиная Нимейера», детская зона, помещения, предназначенные для просмотра DVD-дисков и прослушивания компакт-дисков, пространство для чтения комиксов и манги, отделы детективов, художественной литературы, биографий и мемуаров, научной литературы и другие.

Отдел детективов и «гостиная Нимейера»

Некоторые считают «Вулкан» спорным и неоднозначным сооружением. Однако то, что он принадлежит работе Оскара Нимейера заслуживает того, чтобы посетить это творение и составить собственное мнение о нем. «Вулкан» — один из немногих проектов Нимейера, находящихся вне родины архитектора.