Domlight

6 примеров симбиоза транспортной инфраструктуры и городских парков

Парки — как правило, самые посещаемые и популярные места любого города. Но если раньше они представляли из себя просто территорию с деревьями, лавочками и дорожками для бега и велосипедных прогулок, то сегодня ландшафтные дизайнеры и архитекторы создают уникальные многофункциональные пространства, повторно используя или задействуя транспортную инфраструктуру города. Современные технологии позволяют открывать парки на местах бывших аэропортов, эстакад и магистралей, а также интегрировать их в уже построенные транспортные объекты инфраструктуры. Мы познакомим Вас с шестью примерами такого объединения.

 

High Line (Нью-Йорк, США)

Этот парк, расположенный на высоте 10 метров над землей, был создан на месте бывшей железнодорожной эстакады, закрытой в 1980 году. В 90-х годах рассматривались варианты ее сноса, но проекты были слишком дорогостоящими. В 2002 году власти города поддержали идею местных активистов о благоустройстве пространства путем его трансформации в городской парк.

Авторы проекта — James Corner Field Operations, Diller Scofidio + Renfro и знаменитый голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф — поставили своей целью сохранить атмосферу места, поэтому рельсы и другие исторические артефакты были включены в ландшафтный дизайн, чтобы напоминать об истории этого сооружения.

Дизайнеры предусмотрели разнообразные балконы и вырезы, которые позволяют посетителям наблюдать окружающие зону улицы, дворы и площади Манхэттена. Для озеленения парка было выбрано около 210 видов растений, включая множество кустарников и деревьев, привезенных из местных лесов.

 

High Line состоит из трех секций. Первая была открыта в 2009 году, вторая — в 2011, в 2014 году завершилась первая фаза строительства третьей секции, а в 2019 году были завершены оставшиеся работы. Третья секция называется The Spur, здесь находится площадь, на которой проводят различные городские мероприятия, в том числе посвященные искусству.

 

Phase Shifts Park (Тайчжун, Тайвань)

Парк возведен на месте старого аэропорта по проекту французской ландшафтной студии Mosbach Paysagistes. Перед дизайнерами стояла сложная задача — создать место, где в условиях субтропического климата местные жители смогли бы отдохнуть от жары и шума города. Цель была достигнута с помощью приемов ландшафтного дизайна, а также современных технологий.

В парке высажены деревья с крупными, широкими листьями и белыми цветами, они естественным образом охлаждают воздух, создавая тень и отражая свет. Кроме того, корни деревьев, находящиеся на поверхности земли, поглощают часть влаги из воздуха, также охлаждая его.

На территории Phase Shifts Park установлены системы туманообразования, выпускающие холодный пар, подземные теплообменники, которые обдувают людей прохладным воздухом, а также устройства, поглощающие из воздуха влагу перед ее циркуляцией, и фильтры, задерживающие вредные вещества и выбросы. Кроме того, в Phase Shifts Park использованы ультразвуковые системы, которые отпугивают насекомых. 

Парк представляет из себя обширную территорию, на которой расположены образовательные павильоны, спортивные и игровые зоны. Разные части парка соединены извилистыми дорожками. 

 

Xuhui Runway Park (Шанхай, Китай)

Проект нового шанхайского парка, открытого в 2020 году, был спроектирован архитектурной студией Sasaki. Парк расположен в бывшей индустриальной части города на месте взлетно-посадочной полосы аэропорта Лунхуа, просуществовавшего с 1949 по 2011 год. В проекте его авторы отдали дань уважения знаменитому гражданскому аэропорту.

В основе архитектуры инновационного парка остался образ взлетной полосы, поэтому Xuhui Runway Park разделен на несколько симметричных полос движения: для пешеходов, велосипедистов и разных транспортных средств. Некоторые неповрежденные взлетно-посадочные полосы с разметкой были сохранены — они лежат в основе главной пешеходной дорожки и части тротуаров и лавочек, изготовленных из переработанного бетона. Кроме того, о бывшем аэропорте напоминают фонарные столбы в форме крыльев самолета.

 

В парке представлена разнообразная флора и фауны из 82 видов растений, в том числе 2227 деревьев; более 68% ландшафта затенены лиственными деревьями.

 

На территории есть детские площадки, фонтаны, многоцелевой газон, пять футбольных площадок, рестораны и общественные пространства для проведения разнообразных мероприятий, а также «Сад бабочек» и площадка для наблюдения за птицами. 

 

Bentway (Торонто, Канада)

Парк Bentway, спроектированный местными архитектурными бюро Public Work and Greenberg Consultants, расположен под городской скоростной автомагистралью Гардинер.

 

Парк был создан с целью облегчить передвижение пешеходов и велосипедистов города, а также задействовать пустующее пространство под магистралью.

С появлением парка жителям стало проще добираться до Форт Йорка, района, который считается местной достопримечательностью — здесь можно увидеть восстановленные казармы, офицерские кварталы и старинные пороховые склады времен битвы 1812 года между американцами и британцами. В теплое время года в Форт Йорке устраивают реконструкцию сражения.

 

В парке оборудованы места для скейтинга и релаксации, есть пространства для маркетов, фестивалей и разнообразных общественных мероприятий, а также специальные дорожки для бегунов, велосипедистов и скейтеров. 

 

Coulée verte René-Dumont или Promenade Plantée (Париж, Франция)

Эта парковая зона длиной 4,5 км расположена в 12 округе Парижа на месте бывшего железнодорожного виадука, в XIX веке соединявшего Бастилию с восточными пригородами Парижа и прекратившего действовать в 1969 году. Проект парка был разработан ландшафтным дизайнером Жаком Вержели и архитектором Филиппом Матье.

 

Под аркой виадука находится своеобразное арт-пространство с различными мастерскими и магазинами, продающими керамические и стеклянные изделия ручной работы, а также музыкальные инструменты и мебель.

 

Сам парк разделен на две части: одна находится на наземном бульваре, где можно прогуляться или прокатиться на велосипеде и роликах, вторая располагается на виадуке. Зоны разделяет арочный мост и туннель. 

 

The 606 (Чикаго, США)

Проект парка реализован в рамках городской программы по созданию открытых пространств на северо-западе Чикаго. Он находится на месте заброшенной железной дороги Bloomingdale Line и объединяет четыре района города, обеспечивая жителей и гостей Чикаго инновационным парковым пространством.

 

В парке 606 есть все: произведения искусства, история, дизайн, дорожки для велосипедистов, бегунов и пешеходов, места для проведения мероприятий, альтернативные транспортные артерии и открытые зеленые пространства. Интересно, что название парка — это префикс почтового индекса Чикаго.