Domlight

Как оформляют здания главных универмагов Берлина, Милана и Парижа в преддверии Рождества и Нового 2021 года

В серию материалов о праздничном оформлении зданий известных универмагов мира мы, помимо информации о декоре, также включаем сведения об истории и архитектуре этих зданий. Сегодня мы расскажем о главных универмагах Берлина, Милана и Парижа. 

Здание универмага Kaufhaus des Westens (KaDeWe) в Берлине

Универмаг KaDeWe был открыт коммерсантом Адольфом Яндорфом в марте 1907 года в западной части Берлина. Здание универмага располагается вдали от туристических мест, на улице Тауэнциенштрассе у площади Виттенбергплац.

Первое здание KaDeWe в стиле неоклассицизм спроектировал немецкий архитектор Иоганн Эмиль Шаудт. Площадь универмага тогда составляла 24000 кв.м.; а магазины располагались на пяти этажах. В 1927 году KaDeWe перешёл в собственность компании Hermann Tietz (Hertie) и был модернизирован. 

Во время Второй мировой войны здание универмага было почти полностью разрушено упавшим на него американским военным самолётом и последовавшим за этим пожаром.

Вновь универмаг открылся на том же месте в 1950 году (полностью KaDeWe был восстановлен только к 1956 году). В ходе строительства мастера постарались сохранить историческую точность в облике здания: серый фасад украшали многочисленные балкончики, колонны и бронзовые статуи. Кроме того, после обновления универмаг расширился до семи этажей, и в нем появился новый отдел — гастрономический, созданный с грандиозным размахом. Кстати, сейчас этот отдел так же интересен, как и прежде. Здесь представлено огромное количество сортов хлеба (около 500) и сыров (более 2000 наименований).

Со временем популярность универмага требовала все больше места, и KaDeWe разросся сначала до 44000 кв.м. в 1978 году, а затем в период с 1991 по 1996 — до нынешних 66000 кв.м. KaDeWe считается одним из наиболее часто модернизируемых универмагов. С 2003 года универмаг постоянно модернизируют с учетом требований сегмента класса люкс. Например, модернизацией торговой площади KaDeWe в 2012 году занимались архитектор Удо Ландграф и инженерное бюро Trache IBT.

Витрины универмага по праву входят в число самых лучших. Команда дизайнеров-оформителей KaDeWe трудится весь год, чтобы удивить посетителей универмага. Но отдельного внимания, конечно, заслуживают рождественские витрины.

В этом году тема праздничного декора — футуристическая и носит название «Космическое Рождество». Воплощением этой концепции является «космическая семья», члены которой выглядят как персонажи комикса. Каждый из них занят своим делом: кто-то прохаживается в отделе с кухнями в поисках новых идей, кто-то разглядывает товары отдела красоты, кто-то предупреждает о важности соблюдения мер безопасности в нынешних условиях.

В преддверии 2021 года в универмаге установили самую высокую за более чем                   110-летнюю историю KaDeWe Рождественскую елку высотой 7,5 метров. Она украшена 1500 стеклянными шарами и 3600 светодиодными лампочками.

Инсталляции для витрин были подготовлены совместно с брендом Boss и нью-йоркским художником-иллюстратором Джастином Теодоро. Сюжеты витрин рассказывают о путешествии космонавта Джастина на планету Boss, где он, среди прочего, катается на коньках, проводит с друзьями межгалактическую вечеринку. Сердца и звезды, используемые в оформлении сюжетов витрин, символизируют любовь и большие мечты. Тематика этой коллаборации также отражена в рождественской коллекции Boss x Justin Teodoro.

Здание универмага Rinascente на площади Дуомо в Милане

Универмаг Rinascente находится в центре Милана на центральной площади знаменитого собора Дуомо, и считается настоящей достопримечательностью города. Это первый флагманский магазин сети универмагов Rinascente (ещё два находятся в Риме, и один в мини-формате — в Турине).

Самое первое здание универмага, которое открылось на площади Дуомо в 1889 году, было спроектировано Джованни Гиачи. Тогда универмаг назывался Aux Villes d’Italie («По городам Италии») и принадлежал братьям Боккони. Уже другой владелец сети — фабрикант Сенаторе Борлетти — привлек итальянского писателя Габриэле д’Аннунцио к созданию нового имени для универмагов: так в 1917 году появилось наименование La Rinascente, что переводится как «Возрождающаяся» (это название использовалось до сентября 2017 года, когда был представлен новый логотип сети — Rinascente — без определённого артикля «La»). В рождественскую ночь 1918 года из-за короткого замыкания в универмаге произошел пожар, который практически полностью его уничтожил. 

Новое здание универмага, преобразованное и расширенное, было открыто для посетителей в марте 1921 года. В нем появились банк, мужская и женская парикмахерские, чайная с оркестром и почтовый офис. 

Универмаг в 1921 году

Известный плакат, созданный художником Альдо Мацца в честь открытия универмага, изображал обгоревший ствол оливкового дерева с новыми зелёными ветвями как символ возрождения утраченного здания универмага. Однако в ходе Второй мировой войны во время бомбардировки это здание было также разрушено.

Плакат в честь открытия универмага в 1921 году

Вновь универмаг на площади Дуомо открыл свои двери в декабре 1950 года. Это было абсолютно новое здание, отличающееся от предыдущих своей стилистикой. Оно было построено по проекту архитектора Фердинандо Реджиори и инженера Альдо Молтени. Фасад здания был украшен мрамором розовых, серых и голубых оттенков, в здании установили современные эскалаторы. Оформлением витрин и входов, а также дизайном интерьеров и меблировкой занимался Карло Пагани.

Оформление фасада универмага в 2020 году

Надо заметить, что сеть никогда не жалела ни денег, ни сил на свою рекламную компанию и оформление витрин. В разное время в этой работе принимали участие: Бруно Мунари, Джио Понти, Макс Хабер, Марчелло Дудович, Лора Ламм, Алберто Штайнер, Джоржо Армани, Миссони, Пьер Карден. 

Плакаты Марчелло Дудовича

Плакаты Лоры Ламм

Rinascente всегда активно участвовала в культурной жизни страны. Любопытно, что в 1927 году сеть универмагов даже приняла участие в третьей Биеннале в городе Монца с коллекцией домашней мебели Domus Nova, созданной Джио Понти и Эмилио Ланчия. Интересен и тот факт, что многие известные люди начинали свой творческий путь в миланском Rinascente: например, модельер Джорджо Армани и архитектор Марио Беллини.

В 2016 году крупнейшая международная ассоциация универмагов — International Group of Department Stores — присвоила миланскому Rinascente имя лучшего универмага. В ассоциацию входят более 40 членов с пяти континентов.

В оформлении праздничных витрин универмагов Rinascente в преддверии Рождества и Нового года ежегодно принимают участие современные художники и различные городские институты. Среди самых зрелищных проектов были: «Современное рождественское искусство» 2010 года; презентации театра La Scala в 2016 году; световые инсталляции немецкого дизайнера Морица Вальдемейера в 2017 году. 

В 2020 году церемония открытия праздничных витрин Rinascente в Милане была проведена по Zoom, тогда же была озвучена тематика оформления этого года: «Рождественское путешествие». Витрины украшают очаровательные рождественские деревушки, заснеженные склоны, движущиеся поезда и карусели, парящие облака и воздушные шары. Фасад универмага покрыт гирляндами из лампочек.

Здание Le Bon Marché Rive Gauche на улице Севр в Париже

Le Bon Marché — первый универмаг во Франции, основанный нормандским коммерсантом Аристидом Бусико. Он находится на левом берегу Сены в центре квартала Севр-Бабилон в 20 минутах ходьбы от Люксембургского сада. Именно этот универмаг стал прототипом магазина, описанного в романе Эмиля Золя «Дамское счастье».

Первоначально универмаг представлял собой небольшой магазин, который Бусико открыл в 1852 году. Затем в 1869 году было построено новое здание по проекту архитектора Луи-Огюста Буало, здание было выполнено в необычном стиле, отражающем творческую энергию левого берега Парижа. При строительстве здания были использованы железные основы для инсталляции стеклянных перекрытий в потолке, благодаря которым во внутрь через купол проникает дневной свет.

Первых гостей универмага поразили тонкие чугунные колонны и обилие стекла, а также то, что отдельные лавки, разбросанные по городу, объединились в большой магазин с общим пространством. Кроме того, в Le Bon Marché впервые были введены услуги доставки, возврата и фиксированные цены на товары – тогда как раньше покупка совершалась только после торга.

В 1872 году здание было расширено сыном Луи-Огюста Буало — Луи-Шарлем Буало — при поддержке инженерной фирмы Гюстава Эйфеля. А в 1920-х годах над модернизацией здания уже работал его правнук — Луи-Огюст Буало.

Дом Le Bon Marché Rive Gauche – это настоящий покровитель искусства, объединяющий в своих стенах универсальный магазин и выставочный зал. В магазине установлены более 80 экспонатов, в том числе произведения современного искусства и предметы мебели ХХ и XXI веков, созданные известными и начинающими художниками.

Оформление фасада здания в 2020 году

В этом году в преддверии рождественских и новогодних праздников универмаг Le Bon Marché в своих витринах рассказывает о приключениях различных зверей. Инсталляции выполнены как открытки: они двигаются, одна картинка сменяет другую. 

Внутри универмага все посвящено рождественским елям, «королевам лесов» («Rois des Forêts» — тематика праздничного оформления этого года). Их здесь очень много; а на втором этаже установлено четыре по-разному украшенных ели: одна украшена вышитыми цветами, напоминающими японские сады; другая — золотыми, черными и белыми завитками, отсылающими к 1920-м годам; третья — скворечниками с очаровательными птицами; последняя ёлка украшена в бело-красной гамме, возле неё собираются дети и взрослые, пока ждут Санта-Клауса.

Здание Printemps на бульваре Осман в Париже

В этом году универмагу Printemps («Весна») исполнилось 155 лет. Он находится в самом сердце Парижа — рядом с Оперой Гранье и универмагом Galeries Lafayette. Сегодня универмаг — это три огромных отдела: мужской (Printemps Homme), находящийся в отдельном здании; женский (Printemps Mode); и отдел товаров красоты и моды (Printemps Beauté). Все отделы соединены между собой переходами.

Универмаг был открыт в 1865 Жюлем Жалюзо. Однако первое здание Printemps закрылось уже в 1881 году из-за вспыхнувшего пожара. Для проведения восстановительных работ был приглашён известный архитектор Поль Седиль. Это было не просто новое роскошное здание, а инновационный для своего времени проект. Здесь за шесть лет до электрификации Парижа появилось электрическое освещение, а в 1883 году в здании установили лифты и телефонные будки. Чуть позже в универмаге появились чайная, театральное агентство, бюро путешествий, читальня и парикмахерская.

В начале XX века Printemps купил предприниматель Гюстав Лагуиони и заказал новый проект у архитектора Рене Бине — строительство дополнительного здания (сегодня это Printemps Mode). Бине спроектировал здание в стилистике ар-нуво и ар-деко: здесь были угловые ротонды с куполами, большими фигурными окнами и мозаикой. Внешне универмаг напоминал настоящий дворец. Дизайнер Анри Бушар разработал железобетонные извилистые перила, балконы и скульптуры, а также позолоченные бронзовые капители. Здание универмага было настоящим произведением искусства, но, к сожалению, оно полностью сгорело в пожаре 1921 года.

Возродил универмаг архитектор Жорж Вайбо, который не только восстановил сгоревшее здание, но и оснастил его американской противопожарной системой, а также вставил в оконные рамы устойчивое к огню стекло.

Витражи с 3125 металлическими панелями в куполах были восстановлены в ателье Бриера. А роскошный фасад и интерьер украшали известные художники и скульпторы того времени. Анри Шапу создал статуи, олицетворяющие четыре сезона, скульптор Эжен Легран слепил декоративные фрукты, цветы и львиные головы, украшающие фасад, а художник Жюль-Мари Шедевиль создал фигурные розетки, медальоны и вылепил цифры для каждого этажа. Эмалированные терракотовые украшения на фасаде создал Жюль-Поль Лебниц, а мозаику вокруг вывески изготовили на фабрике Facchina в Мурано. Таким универмаг сохранился до наших дней.

Отдельного внимания заслуживают афиши Printemps. Над созданием постеров и декораций в разное время трудились Жюль Шерет, Дриан, Лепапе, Бенито, Семпре, а также Марио Тестино и Карл Лагерфельд.

Рождественские витрины, оформленные Карлом Лагерфельдом в 2011 году

В этом году тема оформления рождественских витрин Printemps звучит так: “Давайте поделимся Рождеством”. Анимированные инсталляции для витрин создал иллюстратор Beaх. Он изобразил девять семей (всего 65 миниатюрных фигурок), по-разному проводящих праздник: в круизе, шале, на заснеженных склонах и крышах Парижа. 

Здание Galeries Lafayette на бульваре Осман в Париже

Легендарный парижский универмаг находится в самом центре города, рядом с Оперой Гарнье. Сейчас этот флагманский магазин сети универмагов Galeries Lafayette состоит из трёх отдельно стоящих зданий, соединённых между собой переходами. Основное здание, историческое — Lafayette Couple (здесь находятся женские и детские товары), мужской ассортимент представлен в здании Lafayette Homme, а в Lafayette Maison продаются различные товары для дома (здание находится через дорогу от двух других).

Знаменитый универмаг был основан двумя двоюродными братьями Теофилем Бадером и Альфонсом Каном. Изначально, в 1893 году, это была небольшая галантерейная лавка площадью 70 кв.м. на углу улиц Лафайет и Шоссе д’Антэн.

Строительство основного здания было завершено в 1907 году, его архитектором стал Жорж Шедан. Но свой окончательный вид здание универмага приобрело в 1912 году под руководством ученика Шедана — Фердинанда Шаню.

Торжественное открытие универмага состоялось в 1912 году. Величественное здание в стиле модерн поражало своей эффектностью. Золотистое освещение, исходящее от купола, заливало весь холл, покрывая блеском представленные товары. Фердинанд Шаню пригласил лучших художников-декораторов художественной школы Нанси для оформления здания. Луи Мажорель создал перила монументальной лестницы и узорные металические перила балконов. Витражи в нео-византийском стиле купола высотой 43 метра создал Жак Грюбер.

В 1932 году историческое здание универмага было преобразовано архитектором Пьером Пату: были добавлены эркеры, выполненные по проекту Рене Лалик. Модернизация универмага продолжилась в послевоенные годы. Так, под Рождество 1951 года здесь появился самый высокий эскалатор в Европе, позже были ликвидированы внутренние холлы, а с 1957 по 1959 года здание выросло на два этажа. В 1974 году была демонтирована парадная лестница.

Как и многие другие универмаги Galeries Lafayette открывала молодые таланты (Sonia Rykiel, Daniel Hechter, Pierre Cardin, Cacharel, Yves Saint Laurent,Dorothee Bis), предоставляя в их распоряжение маленькие бутики или прилавки.

В течение всей своей истории универмаг поддерживал тесные связи с миром моды и современного дизайна. В 2001 году на первом этаже главного здания была открыта площадка «Галерея Галерей», призванная увековечить преданность сети Galeries Lafayette современному дизайну, а также показать связь между искусством, модой и дизайном. Кроме того, Galeries Lafayette поддерживает учреждения, помогающие современным художникам и дизайнерам: Центр Помпиду, Музей современного искусства, вилла Ноай в Йере и других.

Рождественская ель, которую ежегодно устанавливают в Galeries Lafayette — одна из самых шикарных и ожидаемых в мире. Над её оформлением каждый год работает целая команда дизайнеров. Её подвешивали верхушкой вниз, украшали кристаллами Swarovski, декорировали самыми дорогими и красивыми украшениями.

Оформление рождественских елей в разные годы

Каждый год декор внутреннего пространства универмага и его витрин — тематический. В этом году Galeries Lafayette пригласила бельгийского художника Тома Шампа, чтобы рассказать о приключениях молодой исследовательницы Селесты, путешествующей по всему миру. В одиннадцати витринах изображены сцены ее путешествий, в ходе которых она посещает заснеженные джунгли, деревню белых медведей, пустыню, а также встречает гигантского снежного леопарда, необыкновенный цветок, русских кукол. Своё путешествие девочка завершает в Париже, куда она привозит множество подарков, которыми и украшена главная рождественская ель Galeries Lafayette.